АВАНГАРДИЗМ (франц. avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд) - условное наименование разл. течений совр. искусства, характеризующихся разрывом с традициями реалистич. искусства прошлого, поисками новых выразит. средств и форм, нередко превращающимися в самоцель. Термин «А.» возник в критике 1920-х гг.и утвердился в искусствознании (в т. ч. и советском) после 2-й мировой войны 1939-45. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному. Корни совр. А. - в идейно-эстетич. установках декадентских, модернистских художеств. течений нач. 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.). Широкое распространение течения А. получили после 2-й мировой войны во Франции, Зап. Германии, Италии, США, в скандинавских странах; А. оказал влияние и на искусство некоторых социалистич. стран. Течения A., как правило, преходящи, большинство из них подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технич. приёмов. А. порождён совр. бурж. обществом, мн. представители которого живут в атмосфере острого душевного разлада. А. глубоко противоречив, отражая противоречия самого буржуазного общества. Так, нигилистский дух искусства А. отчасти определяется настроениями социального протеста творческой молодежи, не желающей мириться с окружающей действительностью. Этот протест нередко переходит в анархич. бунт против моральных и политич. устоев обществ. жизни, а также против искусства, получившего обществ. признание. Нек-рые представители искусства, ощущающие революц. дух совр. эпохи, наивно полагают, что могут выразить его только с помощью совершенно новых художеств. средств. Поэтому среди деятелей А. оказываются и люди, примыкающие к прогрессивным течениям обществ. и политич. жизни. Среди наиболее видных представителей муз. А. - композиторы, очень различные по идейно-эстетич. направленности творчества: П. Булез, Л. Ноно, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис. В области музыки эксперименты приверженцев А. нередко приводят к разрушению эстетич. и технологич. основ муз. искусства. Под лозунгами А. выступают авторы и теоретики серийной и конкретной (см. Серийная музыка, Конкретная музыка), алеаторической (см. Алеаторика) и пуантилистической (см. Пуантилизм), сонористической (см. Соноризм) и электронной музыки. Важнейшими центрами муз. А. стали ежегодные семинары новой музыки в Кранихштейне (близ Дармштадта, ФРГ), концерты «Domaine musical» в Париже, междунар. фестивали в Донауэшингене (ФРГ), а также Загребе, Варшаве и др. В целях пропаганды муз. А. издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры, выпускаются серии грампластинок. Т. о. во многих западных странах искусственно поддерживается интерес к творчеству композиторов-авангардистов, хотя большинство слушателей отвергает этот род музыки. Лит.: Бронфин Е., К спорам об «авангардизме»..., в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1903, с. 246-65; Hестьев И., О музыкальном авангардизме..., в сб.: Вопросы эстетики, вып. 7, М., 1965, с. 250-80; Давыдов Ю., Движение «новых левых» и музыкальный авангард, «СМ», 1970, No4; Шнеерсон Г., Авангард шестидесятых годов, там же, 1970, No 9; Шахназарова Н. Г., «Авангард» в современной западной музыке, в сб.: Современное западное искусство..., М., 1971. Г. М. Шнеерсон. |