МАТТЕЗОН (Mattheson) Иоганн (28 IX 1681, Гамбург - 17 IV 1764, там же) - нем. муз. писатель, композитор, певец и дирижёр. В детстве обучался пению и игре на муз. инструментах (орган, чембало, гобой, флейта), пел в хоре Гамбургской оперы; с 1697 исполнял теноровые партии. Последний раз выступил публично как певец в 1705 в опере «Любовь, приобретённая кровью и злодейством, или Нерон» Генделя. С того же года воспитатель, затем секретарь в доме англ. посланника. Одноврем. с 1715 капельмейстер (до 1728) и каноник Гамбургского собора. С 1741 на дипломатич. службе у князя Голь-штейнского. Разносторонняя деятельность М. способствовала развитию нем. музыки. В теоретич. трудах выступал сторонником прогрессивного для того времени учения об аффектах (см. Аффектов теория), боролся против схоластики, отживших муз. теорий, за утверждение совр. мажорно-минорной системы. Один из первых нем. проф. муз. критиков, М. отстаивал в статьях принципы и воззрения англ. и франц. просветителей, выступая в то же время поборником нац. музыки. М. утверждал взгляд на музыку как на содержательное искусство, выражающее глубокие чувства и переживания человека. В своих трудах он систематизировал мн. муз. явления («Совершенный капельмейстер», 1739), прозорливо определил значение отд. музыкантов («Основы врат чести», 1740). Существ. место в истории нем. оперного театра занимают произв. М., оказавшие определённое влияние на оперное творчество Г. Ф. Генделя. Перевёл на нем. яз. мн. оперные либр., а также кн. Дж. Мэнэринга о Генделе («Memoirs of the life of the late G. F. Handel», 1760; в пер. M. - «Georg Friedrich Händeis Lebensbeschreibung», 1761). Ему принадлежат работы по вопросам истории и богословия. Соч.: оперы - Виктор, герцог норманнов (Victor, Herzog der Normannen, совм. с др. авторами, 1702), Несчастная Клеопатра (Die unglückselige Cleopatra, 1704), Возвращение золотого века (Le retour du siecle d'or, 1705), Борис Годунов (1710), Тайные приключения Генрика IV, короля Кастилии (Die geheimen Begebenheiten Henrico IV, Кцnigs von Castilien, 1711), Зенобия (1722); зингшпили - Плеяды (Die Plejades oder Das Sieben-Gestirn, 1699, Гамбург), Благородный Порсенна (Der edelmüthige Porsenna, 1702, там же); 24 оратории и кантаты, инстр. пьесы, церк. произв. и др. Лит. соч.: Das neu-eröffnete Orchestre, Hamb., 1713; Das beschützte Orchestre, Hamb., 1717; Das forschende Orchestre, Hamb., 1721; De eruditione musica, Hamb., 1732, 1751; Der vollkommene Capellmeister. Das ist gründliche Anzeige aller derjenigen Sachen, die einer wissen, können und vollkommen inne haben muss, der einer Capelle mit Ehren und Nutzen vorstehen will, Hamb., 1739; Grundlagen einer Ehren-Pforte, worin der tüchtigsten Capellmeister, Componisten, Musikgelehrten, Tonkünstler u s. w. Leben, Werke, Verdienste u s. w. erscheinen sollen, Hamb., 1740; и др. |