МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme, от moderne - новейший, современный) - определение, относимое к ряду художеств. течений 20 в., общим признаком которых является более или менее решительный разрыв с эстетич. нормами и традициями классич. искусства. На отд. историч. этапах в понятие М. вкладывался разл. смысл. В конце 19 - нач. 20 вв., когда это определение стало входить в обиход, оно применялось к творчеству таких композиторов, как Дебюсси, Равель, Р. Штраус. С сер. 20 в. под М. обычно понимают явления совр. муз. «авангарда» (см. Авангардизм), представители которого отвергают не только Дебюсси и Штрауса, но и Шёнберга и Берга как запоздалых выразителей «романтического мироощущения». Нек-рые сов. искусствоведы предлагали отказаться от термина «М.» в связи с его чрезмерной широтой и растяжимостью. Тем не менее он сохраняется в сов. и заруб. теоретич. литературе об искусстве; в 60-70-х гг. был сделан ряд попыток уточнить и конкретизировать его значение. В дореволюц. рус. критике слово «М.» истолковывалось б. ч. в прямом этимологич. значении как «власть моды», диктующей стремит. смену вкусов и художеств. течений, нарушение преемственности, пренебрежение к прошлому. Н. Я. Мясковский противопоставлял М. как поверхностное следование скоропреходящей моде подлинному, органич. новаторству. Мясковский и др. противники М. сумели верно подметить некоторые отрицательные тенденции, проявляющиеся в бурж. искусстве с нач. 20 в. X. Штуккеншмидт возвёл непрерывную погоню за формальными новациями, с такой же быстротой выходящими из моды, с какой они появляются на свет, в некий всеобщий обязательный принцип развития музыки: «Из всех искусств музыка представляется наиболее эфемерным… Слух больше, чем другие чувства, испытывает потребность в том, чтобы его все время услаждали новыми приманками, и такие находки, которые привлекают его сегодня, завтра уже будут разочаровывать». Но эти неустойчивость и непостоянство эстетич. критериев, вызывающие лихорадочную смену формальных приёмов и методов композиции, служат только внешним проявлением более глубоко лежащих идейных процессов. В марксистско-ленинском искусствознании М. рассматривается как явление, связанное с кризисом бурж. культуры в период империализма и пролетарских революций. Осн. черта модернистского искусства - разобщённость художника и общества, отрыв от сил, творящих историю и активно преобразующих совр. действительность. На этой почве возникают тенденции элитарности, субъективизма, пессимистич. скепсиса и неверия в социальный прогресс. Нельзя считать всех художников-модернистов прямыми и сознательными выразителями бурж. идеологии, приписывать им такие качества, как человеконенавистничество, аморальность, культ жестокости и насилия. Среди них есть субъективно честные люди, критически относящиеся к ряду сторон бурж. действительности, осуждающие социальное бесправие, лицемерие «власть имущих», колониальный гнёт и милитаризм. Однако их протест выливается в форму пассивного отчуждения или анархич. бунта личности, уводящих от активного участия в социальной борьбе. Для М. в разл. его проявлениях характерна утрата целостности мироощущения, неспособность к созданию широкой, обобщающей картины мира. Эта черта была свойственна уже таким художеств. направлениям кон. 19 - нач. 20 вв., как импрессионизм и экспрессионизм. Растущее отчуждение личности в совр. капиталистич. обществе нередко приводит к возникновению болезненно-уродливых созданий модернистского псевдоиск-ва, в которых распад сознания влечёт за собой полный распад художеств. формы. У отд. художников модернистские черты могут соединяться с положительными, прогрессивными элементами. Иногда эти черты преодолеваются художником в ходе развития, и он становится на позиции передового реалистич. искусства. В период догматич. ошибок в сов. искусствознании часто не учитывалась противоречивость путей совр. искусства, что приводило к огульному отрицанию многих значит. новаторских достижений 20 в. В лагерь реакционных модернистов безоговорочно зачислялись некоторые крупные художники, творчество которых представляет неоспоримую художеств. ценность несмотря на противоречивость его идейно-эстетич. основ. Ошибочно также определять принадлежность к М. по чисто формальным признакам. Отдельные приёмы и средства художеств. выразительности могут служить разным целям и приобретают разл. значение в зависимости от того, в каком контексте они применяются. М. - понятие эстетически-мировоззренческого порядка, в основе которого лежит прежде всего отношение художника к миру, к окружающей его действительности. Гипертрофия формального начала, присущая ряду совр. муз. течений на западе, является следствием деградации синтезирующей способности художеств. мышления. Частный приём, выделенный из общей связи, становится основой для создания надуманных, рационалистич. композиционных систем, как правило, недолговечных и быстро сменяющихся другими, столь же искусственными и нежизнеспособными. Отсюда обилие всевозможных мелких групп и школ совр. «авангарда», отличающихся крайней нетерпимостью и исключительностью позиций. Наиболее ярким выразителем идеологии муз. М. в сер. 20 в. был Т. Адорно. Он отстаивал позиции узкоэлитарного, отчуждённого искусства, выражающего состояние глубокого одиночества, пессимизма и страха перед действительностью, утверждая, что в наше время может быть «истинным» только такое искусство, которое передаёт чувство растерянности индивидуума в окружающем мире и полностью отгораживается от каких бы то ни было социальных задач. Образцом подобного искусства Адорно считал творчество композиторов «нововенской школы» А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна. С сер. 60-х гг. в теоретич. декларациях и творч. практике заруб. муз. «авангарда» всё более определённо утверждается противоположная тенденция - к устранению «дистанции», отделяющей искусство от жизни, к непосредственному, активному воздействию на аудиторию. Но это «вторжение в жизнь» понимается внешне и механистически, как привнесение элементов «театрализации» в исполнение музыки, стирание грани между музыкальными и немузыкальными звучаниями и т. п. Такое «искусство» остаётся по существу столь же отстранённым и далёким от насущных задач современности. Выход из порочного круга модернистских идей возможен только на пути приближения к реальным жизненным интересам широких нар. масс и актуальной проблематике наших дней. |