НЬЮ-ЙОРК (New York) - важнейший финансово-экономич., промышленный, политич. и культурный, в т.ч. муз., центр США. 11 448,5 тыс. жит. с пригородами (1971). Зарождение муз. жизни в Н.-Й. относится к нач. 18 в.; на протяжении более 2 веков её развитие находилось под влиянием зап.-европ. муз. культуры и характеризовалось массовым «движением певч. школ» (полупрофессиональным), культивировавшим пуританский гимн и восходившим к традиции старинной англ. хор. музыки. Амер. композиторы-любители писали гимны, псалмы и др. духовные и светские соч., исполнявшиеся хорами. Начало развития проф. муз. искусства Н.-Й. связано с деятельностью музыкантов-профессионалов, эмигрировавших из Европы; среди них - Дж. Хьюитт (из Англии), И. X. Мёллер (из Германии; работал также в Англии) и В. Пелисье (из Франции), которые в 1730-е - 40-е гг. при содействии местных любителей музыки организовали первые концерты. Исполнялись камерно-инстр. соч. зап.-европ. композиторов, затем кантатно-ораториальные произв., в первую очередь Г. Ф. Генделя (преим. арии и хоры из его ораторий); в 1770 впервые в Н.-Й. прозвучали увертюра и 16 номеров из его «Мессии» под упр. У. Таки (эмигрант из Англии). В кон. 18 в. в Н.-Й. возникли муз. общества, сыгравшие важную роль в развитии его муз. жизни; старейшее из них - «Евтерпово» («Euterpean», с 1799), состояло гл. обр. из инструменталистов и имело небольшой оркестр. В 1823 возникли Хор. общество и Об-во духовной музыки, Муз. институт (1844) и др. хор. общества. В 1848 создано Нью-Йоркское филармонич. общество, репертуар оркестра которого включал преим. соч. нем. и венских классиков и романтиков (дирижёры - Г. К. Тимм, Л. Дамрош, К. Бергман, Т. Томас, А. Нойендорф и др.); в 1863 часть членов этого общества организовала самостоят. Об-во Мендельсона. С развитием орк. исполнительства возрос удельный вес нем. музыки. Одним из первых муз. обществ, организованных нем. населением Н.-Й. и исполнявших нем. репертуар, было «Согласие» («Concordia», 1845); имела значение также деятельность общества «Немецкий песенный венок» (1846), из которого выделилась часть хористов, образовав в 1854 муж. певч. союз «Арион». Нем. музыканты играли также ведущую роль в Амер. муз. фонде (осн. в 1848) и Бруклинском певч. союзе (1862). С 1873 функционировало Ораториальное общество Н.-Й.; в первом его концерте (3 XII) исполнялись соч. Палестрины, О. Лассо, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта; под упр. дирижёров Л. Дамроша (1873-1885), В. Дамроша (1885-98 и 1917-21), Ф. Дамроша (1898-1912) и др. звучала светская и духовная хор. музыка. Среди др. муз. обществ и коллективов - «Гли клуб Мендельсона» (1876), клуб «Аполлон» (1877), квартетный клуб Дадли Бака (1880), Нар. хор. союз и певч. классы (1892; рук. Ф. Дамрош), хор. коллектив Об-ва муз. искусства (1894-1921; исполнял преим. хоры a cappella Палестрины и И. С. Баха). Проф. конц.-симф. организации стали складываться в Н.-Й. к сер. 19 в.; крупнейшая из них - Филармонич. общество (с 1842), при нём в том же году создан Нью-Йоркский филармонический оркестр, который возглавляли и с которым выступали выдающиеся дирижёры разных стран, в т.ч. П. И. Чайковский (1891), В. И. Сафонов (1906-09; одновременно директор Нац. консерватории в Н.-Й.). Среди первых концертантов-гастролёров - франц. пианист и дирижёр Л. А. Жюльен (1853). Организаторами камерных концертов были У. Мейсон и Т. Томас («Мейсон-Томас сосайети», 1855-66). В 1878 было основано Симф. общество Л. Дамрошем (гл. дирижёр до 1885; в 1885-1928 - его сын В. Дамрош), с 1903 - Нью-Йоркский симф. оркестр. Оркестр гастролировал в 1920 в Европе; с ним выступали В. д'Энди, Б. Валь-тер, М. Равель и др. В 1928 филармонич. и симф. оркестры Н.-Й. объединились. Весной 1930 оркестр совершил турне по Европе. С 1920-х гг. с ним выступали крупнейшие европ. и американский дирижёры. В 1883 Т. Томас основал симф. концерты для детей и юношества, в 1898 Ф. Дамрош - Молодёжные симф. концерты Н.-Й. В 1902 возникли Нар. симф. концерты, Русский симф. оркестр (организован М. И. Альтшулером в 1903; исполнял рус. музыку, гл. обр. произв. А. Н. Скрябина), Новое симф. общество (1920), Объединённый симф. оркестр (1923), Амер. нац. оркестр, известный под назв. Нац. орк. ассоциация (1923), Женский симф. оркестр. Были организованы также серии детских концертов под упр. Э. Шеллинга (осн. Филармонич. симф. обществом, 1924). Популярностью пользовались концерты камерной музыки Об-ва новых друзей музыки (осн. в 1936 А. А. Хиршменом), камерный оркестр которого давал каждый сезон спец. циклы концертов в «Таун-холле». С 1937 проводились концерты симф. оркестра Нац. радиовещательной корпорации (МВС Symphony) под упр. А. Тосканини и др. Большую популярность завоевали оркестры фирм грампластинок «Коламбия» и «RCA Victor». Запись всех видов музыки, в т.ч. симф., осуществляют и др. фирмы, выпускающие огромное количество пластинок. Среди конц. залов - «Ниблос-гарден», «Сити-холл», «Мюзик-холл» (крупнейший; осн. в 1891, с 1898 наз. «Карнеги-холл»), «Таун-холл», «Мэдисон-холл» и др. Возникновение муз. театра в Н.-Й. (как и в США в целом) - процесс своеобразный, отличный от становления муз. сценич. жанров в европ. городах. В сер. 19 в. сформировался нац. муз. театр, т.н. минстрел шоу (театр менестрелей). В этом нац. муз. театре своеобразно переплетались традиции англ. балладной оперы с характерными традициями нар. музицирования негров Юга США (см. Соединённых Штатов Америки музыка). Первое выступление труппы такого типа («Вирджинские менестрели») состоялось в 1843 (спектакль включал эстр. песни, шутки, пародии, цирковые номера и т.д.). Развиваясь и взаимодействуя с др. видами муз.-сценич. искусств, появившимися в США к кон. 19 в. (этот период в амер. культуре наз. «весёлые девяностые» - «gay nineties»), минстрел шоу, впитав элементы ревю, стали основой для мьюзикла, получившего в Н.-Й. особое распространение - премьеры всех осн. пост. мьюзиклов шли в театрах Бродвея. В первые десятилетия 20 в. в Н.-Й., как и во всей стране, развивалась т.н. популярная музыка; её центр - квартал Н.-Й. Тин Пэн Элли, где сосредоточены издательства популярной музыки. К 1920-м гг. относится появление в Н.-Й. первых джазовых коллективов (см. Джаз), больших бэндов, распространение стиля суинг. Развивается симфоджаз (наиболее популярны оркестры П. Уайтмена, В. Юменса). Интерес к классич. (гл. обр. итал.) опере долгое время тормозился приверженностью амер. публики к балладной опере. Однако постепенно зап.-европ. репертуар стал пользоваться успехом. На протяжении 19 в. в Н.-Й. гастролировали разл. европ. труппы. В 1825 в «Парк-театре» (осн. в 1798) выступила оперная труппа М. дель П. В. Гарсиа, исполнившая «Севильского цирюльника» Дж. Россини (партию Розины пела M. P. Гарсиа-Малибран). Эта труппа в течение сезона 1825-1826 дала ок. 80 спектаклей (оперы «Танкред», «Отел-ло», «Золушка», «Турок в Италии» Россини; «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Джульетта и Ромео» Н. А. Цингарелли и др.). По инициативе Малибран (оставшейся после гастролей в Н.-Й.) и Л. Да Понте было построено здание для оперного театра (1833). В «Парк-театре» выступали франц. (1827), нем. (1845) оперные труппы, а также рус. артисты (1869), исполнявшие оперу А. Н. Верстовского «Аскольдова могила». В 1847-52 итал. труппа играла в театре «Астор плейс опера хаус». В 1854 основана Академия музыки, к-рая ок. 30 лет была оперным центром Н.-Й. В 1877 создана любит. оперная ассоциация; её первая пост. - «Марта» Флотова (1878). В 1883 открылся театр «Метрополитен-опера». Первые пост. - «Фауст» Гуно, оперы Дж. Верди и Р. Вагнера. В 1903-1921 здесь выступал Э. Карузо. В 20 в. были пост. оперы Р. Штрауса, Дж. Пуччини, О. Респиги, И. Пиццетти, Б. Бриттена и др. С успехом шли оперы «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Ожидание» Шёнберга, «Кардильяк» Хиндемита, «Величие и падение города Махагони» Вейля, «Ночной полёт» Даллапикколы. Оркестром «Метрополитен-опера» дирижировали выдающиеся дирижёры Л. Дамрош (1883-85), А. Сейдль (1885-98), Г. Малер (1909-11), А. Тосканини (1908-15). Большим событием явилось открытие новой «Метрополитен-опера» в Линкольн-сентр (создан в 1962). Среди солистов театра - крупнейшие певицы Л. Нордика, К. Флагстад, М. Андерсон, Э. Шварцкопф, М. Каллас, Л. Прайс, Р. Скотто, Р. Тебальди и др., певцы - Ф. Корелли, Н. Гедда, Ж. Пирс, Дж. Лондон и др. В конце 19 - нач. 20 вв. возникло неск. оперных трупп (существовали недолго), в т.ч. «Американ опера компани» (1886), «Манхаттан опера компани» (1906-1910), «Сенчури опера компани» (1913-14), «Нью опера компани» (1941, позднее театр оперетты) и др. В 1933 А. Сальмаджи создал оперную труппу «Ипподром-опера». Спектакли (нем., франц., итал. и рус.) шли с июня по декабрь (в эти месяцы «Метрополитен-опера» регулярно закрывается). В 1934 была осн. оперная труппа «Искусство музыкальной России»; театр открылся пост. оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (1935; труппа вскоре распалась). В 1944 начал функционировать оперный театр «Нью-Йорк сити сентр». В первые 5 лет пост. 27 опер, в т.ч. Р. Штрауса, У. Г. Стилла. В 1948 организован балетный центр - «Нью-Йорк сити балле» (рук. балетных трупп - Дж. Роббинс, А. де Милль, Дж. Баланчин, М. Грэм и др.), «Сити сентр данс тиэтр» (рук. А. Эйли), «Данс компани» (рук. М. Каннингем), «Джофри-балле» (рук. Р. Джофри; выступал в Москве в 1973) и др. Для нач. 20 в. характерно интенсивное развитие разл. форм муз. жизни; расширяется конц. деятельность, возникают крупные муз. организации - чеш. клуб «Богемиен» (1907; осн. Р. Джозеффи), проводивший благотворит. концерты в пользу композиторов; хор. общество «Схола канторум Н.-Й.» (1909); смешанный хор из 200 чел. под упр. К. Шиндлера, X. Росса (с 1940-х гг.), исполнявший классич. и совр. амер. и зап.-европ. репертуар (У. Т. Уолтон, Дж. Ф. Малипьеро и др.), Нар. хор Н.-Й. (1916), хор певцов a cappella (1928), «Хорал коллегиум» (1941; известен и в др. странах); созданы оркестр Об-ва друзей музыки (1913; исполнял произв. И. С. Баха, Г. Малера, А. Онеггера и др.), оркестр Э. Ф. Голдмена (1923); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Нью-Йоркский струн. квартет (1919), Джульярдский квартет (с 1940-х гг. состоял при Джульярдской муз. школе), Нью-Йоркский дух. квинтет (1947), Струн. квартет композиторов (1965); в числе популярных вок. коллективов - камерный хор Роберта Шоу (1965-74), «Камерата сингерс» (оркестр и хор; рук. А. Каплан, с 1964). В 1918 была создана Ассоциация Бетховена, содействовавшая исп. музыки Л. ван Бетховена и изданию трудов (амер. и иностр. исследователей) о его жизни и творчестве. В 1930-е гг. в США возникло рабочее муз. движение, являвшееся частью междунар. рабочего движения и ставившее задачу создания музыки, доступной широкой массовой аудитории (песни, музыка к драм. спектаклям, программные симф. произв.). К этому периоду относится организация Рабочей муз. лиги и Клуба им. П. Дегейтера. В их работе принимали участие американский композиторы Р. Харрис, А. Копленд и др. Муз.-издат. дело начало развиваться в сер. 19 в. Возникают журн. «American Musical Times» (1847), «American Art Journal» (1864-1905), «Musical America» (1898), «The Musical Observer» (1907-31), «High Fidelity» (с 1951; с 1965 - «High Fidelity/Musical America»), публикующие статьи по разл. проблемам музыковедения, библиографию, обзоры муз. жизни, рецензии и др. Крупнейшие журн. - «Musical Quarterly» (с 1915), «Modern Music» (с 1924). В развитии нац. амер. музыки значительна роль кооперативного издательства «Кос коб пресс»; оно осн. в 1929 (позднее переименовано в «Эррау мьюзик пресс») и издаёт гл. обр. произв. амер. композиторов (А. Копленда, В. Томсона, У. Пистона и др.); среди совр. фирм - издательства «Ширмер», «Петерс», «Фишер»; широкую деятельность ведёт Ассоциация муз. издателей (AMP). В Н.-Й. находится крупнейшая фабрика муз. инструментов «Стенуэй» (с 1853) и др. В 1921 К. Сальседо, Э. Варезом и др. была организована Междунар. лига композиторов, пропагандировавшая соч. совр. авторов (существовала до 1927); в 1923 создана Лига амер. композиторов, важнейшими задачами которой были организация концертов совр. амер. музыки и улучшение материального положения композиторов США. В 1930-40-е гг. Н.-Й. стал центром, координирующим разл. виды и формы муз. жизни страны; возникает ряд муз. организаций, в т.ч. Американское общество композиторов, авторов и издателей (ASCAP) - организация, защищающая права авторов, чья музыка исполняется по радио (BMI), Американский союз композиторов, Американское общество муз. артистов, позднее вошло в Американскую федерацию труда. В Н.-Й. работают студии, связанные с экспериментальной музыкой, в т.ч. студия «Китчен» («Кухня»; занимается поисками сочетаний звука, света, цвета, использует технику кино; результат этого синтеза - т.н. мультимедии). Старейшее муз. уч. заведение - Нью-Йоркский муз. нормальный институт (осн. Л. Мейсоном в 1853); среди других - Бруклинская консерватория музыки (1866), Бруклинский муз. колледж и Ин-т изучения амер. музыки (оба с кон. 1860-х гг.), Нью-Йоркский муз. колледж (1878), Нац. консерватория (1885; в 1892-1895 с перерывом её возглавлял А. Дворжак), «Мьюзик скул сеттльмент» (1894; старейшая средняя муз. школа США), муз. ф-т Колумбийского университета (1896; среди профессоров - основатель ф-та Э. Мак-Доуэлл, Д. Г. Мейсон, Д. Мур и др.; с 1945 при университете проводятся фестивали совр. музыки, в 1960-е гг. создана т.н. группа совр. музыки под рук. Ч. Вуоринена и X. Солбергера; здесь же ведутся комплексные этнографич., этномузыковедч. и муз.-фольклорные исследования муз. культур разных стран под рук. А. Ломакса); Джульярдская музыкальная школа (с 1919; к ней в 1926 присоединён Ин-т муз. искусства, осн. В. Дамрошем в 1905), в которой ежегодно проводятся серии разл. концертов, ставятся оперы; муз. ф-т Нью-Йоркского университета (с 1923; в 1931 создан хор и оркестр университета). В 1960-е гг. осн. ряд общедоступных гос. муз. школ - Высшая школа муз. искусства, Высшая школа исполнит. искусства, Манхаттанская школа муз. искусства и др. Муз. отделы в б-ках существуют с кон. 19 в. В 1895 на базе неск. частных коллекций, собр. рукоп. ср.-век. музыки созданы муз. отделы публич. б-ки Н.-Й., имеются также муз. фонды в б-ках Колумбийского (1896) и Нью-Йоркского (1923) университетов. В Н.-Й. сосредоточены организации, осуществляющие руководство культурными программами, которые проводятся на средства крупнейших фондов (Форда, Рокфеллера, Фулбрайта) с целью развития и пропаганды амер. искусства, в т.ч. музыки; значит. роль играют и меценаты (заказы, премии, стипендии и др. формы поощрений из фондов С. Гуггенхейма, Дж. Пулицера, У. Номберга, Э. Дитсона и др.). С кон. 19 в. в Н.-Й. проводятся муз. фестивали; крупнейшие - т.н. Майские фестивали (с 1881; в 1932 перенесены в Саратогу-Спрингс близ Н.-Й.; с 1960-х гг. центр исполнит. искусств США). На гастроли в Н.-Й. выезжали сов. комп. А. Я. Эшпай, А. И. Хачатурян, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Ф. М. Д. Амиров, К. С. Хачатурян, Т. Н. Хренников; пианисты С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Д. А. Башкиров, Н. А. Петров и др.; скрипачи Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, И. Д. Ойстрах, В. А. Климов, В. Т. Спиваков, О. М. Каган; виолончелисты Д. Б. Шафран, К. А. Георгиан; певицы И. К. Архипова, З. А. Долуханова, Б. А. Руденко, Р. М. Бобринёва; квартет им. Бородина (1969); хор им. Пятницкого, ансамбль «Берёзка»; балетная (1966, 1968, 1973, 1974, 1975) и оперная (1975) труппы Большого театра, балетная труппа Ленингр. театра оперы и балета им. Кирова (1961); Гос. симф. оркестр СССР (дир. К. К. Иванов, 1959; Е. Ф. Светланов, 1969; Д. Г. Китаенко, А. А. Янсонс, А. С. Дмитриев, 1975), симф. оркестр Моск. филармонии (дир. К. П. Кондрашин, 1970), симф. оркестр Ленингр. филармонии (дир. Г. Н. Рождественский, 1962; Е. А. Мравинский, 1973), оркестр нар. инструментов им. Осипова (1969). Мн. коллективы Н.-Й. приезжали на гастроли в СССР - Нью-Йоркский филармонич. оркестр (1959, под упр. Л. Бернстайна; 1976), хор и камерный оркестр под упр. Р. Шоу («Хорал Роберта Шоу», 1962), Джульярдский квартет (1965), Нью-Йоркский дух. квинтет (1972). Н.-Й. отличается исключительно интенсивной муз. жизнью; здесь работают неск. сот композиторов; ежедневно проходят десятки концертов. Однако программы некоторых выступлений отличаются низким художеств. уровнем. |