НОНО (Nono) Луиджи (р. 29 I 1924, Венеция) - итальянский композитор. Чл. Итал. коммунистич. партии (ИКП), чл. ЦК ИКП (с 1975). В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в итал. Движении Сопротивления. Окончил ф-т права Падуанского университета (1946). Композицией занимался у Дж. Ф. Малипьеро в консерватории в Венеции, позже - у Б. Мадерны и Г. Шерхена. В 1950-е гг. вместе с П. Булезом и К. Штокхаузеном возглавил европ. муз. авангардизм. Под влиянием творчества А. Веберна и А. Шёнберга положил начало радикально-сериальной (см. Серийная музыка) и алеаторич. (см. Алеаторика) технике в итал. музыке совр. венецианской школы. Участник (до 1959) интернац. муз. курсов в Дармштадте (ФРГ) и летней школы музыки в Дарлингтоне (Великобритания). В 1967 совершил длительную поездку по Лат. Америке. Посетил СССР (1963, 1973 и 1976). В творчестве H. соединились искусная звукопись (в запечатлении красоты мира и утончённых человеческих чувств) со страстным протестом против тоталитаризма, фашистских бесчинств. Мн. произв. Н. возникли как отклик на человеческие страдания, переживание трагической участи людей в совр. условиях. Таковы «Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке» (1953), созданная по типу антич. трагедии; кантаты «Прерванная песня» (на тексты писем казнённых участников европ. Сопротивления, в т.ч. сов. патриотов, 1956) и «На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви» (1962), протестующая против атомной войны; орк. композиция «Польский дневник 1958» (1959), написанная после посещения Освенцима и Варшавского гетто. Обличению бесчеловечности совр. империалистич. мира посв. опера «Нетерпимость 1960», воплотившая принципы театра Э. Пискатора и Вс. Э. Мейерхольда, В. В. Маяковского и Б. Брехта; вокально-электронная композиция «Не надо разменивать Маркса» (1968). Одновременно Н. создаёт созерцательно-лирические произведения кантиленного линеарного стиля, продолжая традиции итал. ренессансной хор. полифонии в её совр. сонорном (см. Соноризм) преломлении, - кантата «Земля и содружество» (1958), «Песнь любви» для хора, арфы и ударных (1954), «Хоры Дидоны» (1958), хор «Она пришла» (1960) и др. Для муз. стиля Н. характерны лаконизм, концентрированность изложения, стремление к чистоте тембров и голосоведения при сложном многоголосии, прозрачность звучаний. Н. последовательно применяет средства сериального пуантилизма (их экспрессивно-психологич. воздействие), алеаторики, сонористики и конкретной музыки (в создании звуковой перспективы), часто обращается к электронной музыке. Соч.: оперы - Нетерпимость 1960 (Intolleranza 1960, на тексты Б. Брехта, П. Элюара, В. В. Маяковского, Ж. П. Сартра, 1961, Венеция), Под яростным солнцем любви (Al gran sole d'amore, посв. революц. движениям, 1975, театр «Ла Скала», на сцене театра «Лирико», реж. Ю. П. Любимов, хореограф Л. В. Якобсон, худ. Д. Л. Боровский); балет - Красный плащ (Der rote Mantel, по P. Гарсиа Лорке, 1954, Берлин); для солистов, хора и орк. - Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке (Epitaffio per F. Garcia Lorca, в 3-х ч., 1952-53), Песнь любви (Liebeslied, для смеш. хора, арфы, вибрафона и ударных, 1954), Победа Герники (La victoire de Guernica, по Элюару, 1954), Прерванная песня (Il canto sospeso, 1956), Земля и содружество (La terra e la compagna, 1958), Хоры Дидоны (Cori di Didone, для хора и ударных, 1958), На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви (Sul ponte di Hiroscima. Canti di vita e d'amore, для солистов и орк., 1962), Призрак бродит по миру (Ein Gespenst geht um in der Welt, 1970); для орк. -Вариации на серию ор. 41 А. Шёнберга (1950), Композиция I (1951), Две экспрессии (Due espressioni, 1953), Композиция II. Польский дневник 1958 (Diario polacco 1958, 1959); для инструмента с орк. - 2 концерта для фп. (1972, 1975), Варианты (Varianti, для скр., струнных и духовых, 1957); инстр. ансамбли - Полифоника-Монодия-Ритмика (Polifonica-Monodia-Ritraica, 1951), Песни для 13 инструментов (Canti per 13, 1954), Встречи (Incontri, для 24 инструментов, 1955); для голоса - Будет приятно помолчать (Sarб dolce tacere, для 8 голосов, 1960), Она пришла. Песни для Сильвии (На venido. Canziones para Silvia, для сопрано и 6 голосов, 1960), Джамила Бупаша (1962); электронная музыка, в т.ч. Не надо разменивать Маркса (Non consumiano Marx, 1968), Как волна силы и света (Como una ola de fuerza y luz, для солиста, фп., магнитофонной ленты и орк., 1972), Лусиано (Luciano, 1974); и др. Лит. соч.: Die Entwicklung der Reihentechnik, в сб.: Darmstädter Beitrage zur neuen Musik, Mayence, 1958; Presenza storica della musica d'oggi, «Rassegna musicale», 1960, No l; Appunti per un teatro musicale…, там же, 1961, No 4; Alcune precisazioni su «Intolleranza I960», там же, 1962, No 2-4; Gioco e veritа del nuovo teatro musicale, «Il filo rosso», 1963, aprile, No 1; Possibilitа e necessitа di un nuovo teatro musicale, «Il Verri», 1963, No 9; Musica e Resistenza, «Rinascita», 1963, No 35. |