ПЕРЕЧЕНЬЕ (лат. relatio non harmonica, франц. fausse relation, нем. Querstand) - противоречие между звуком натуральной ступени и его хроматич.-альтерационным видоизменением в др. голосе (или в др. октаве). В диатонич. системе гармонии P. обычно производит впечатление фальшивого звучания (non harmonica) - как в непосредств. соседстве, так и через проходящий звук или аккорд: Поэтому П. запрещается правилами гармонии. Не является П. сочетание натуральной ступени с её альтерацией при условии плавного голосоведения, напр.: П. допускается в гармонии D после II низкой ступени, а также через цезуру (см. примеры вверху кол. 244). Избегание П. типично уже для контрапункта строгого стиля (15-16 вв.). В эпоху барокко (17 - 1-я пол. 18 вв.) П. изредка допускалось - либо как малозаметное побочное явление в условиях развитого голосоведения (И. С. Бах, 1-й Бранденбургский концерт, ч. 2-я, такты 9-10), либо как спец. приём для выражения к.-л. особых эффектов, напр. для изображения скорби или болезненного состояния (П. а1 - as2 в примере А, И. С. Бах. Месса h-moll, No 3, такт 9. И. С. Бах. Хорал «Singt dem Herrn ein neues Lied», такты 8-10. ниже, связано с экспрессией слова Zagen - тоска). В эпоху романтизма и в совр. музыке П. часто используется как одно из свойственных ладогармонич. системе средств (в частности, под влиянием особых ладов; напр.: П. е - es1 в «Весне священной» Стравинского, цифра 123, такт 5 - на основе обиходного лада). П. в примере Б (воплощает дурманящие чары Кащеевны) объяснимо связью с недиатонич. малотерцовой И. С. Бах. «Страсти по Матфею», No 26, такт 26. Н. А. Римский-Корсаков. «Кащей бессмертный», картина II, такты 28-29. системой и характерным для неё звукорядом тон-полутон. В музыке 20 в. широко применяется (у А. Н. Черепнина, Б. Бартока и др.) двутерцовый мажоро-минорный аккорд (типа: e1-g1-c2-es2), специфику которого составляет П. (e1-es2), a также родственные ему аккорды (см. пример вверху колонки 245). И. Ф. Стравинский. «Весна священная». Типичное для совр. музыки смешение ладов приводит к полиладовости и политональности, где П. (в последовании и одновременности) становятся нормативным признаком ладовой структуры: И. Ф. Стравинский. Пьесы для фортепиано «Пять пальцев». Lento, такты 1-4. В т. н. атональности энгармонич. значения ступеней уравниваются, и П. становится неосуществимым (А. Веберн, концерт для 9 инструментов ор. 24). Термин «П.» - сокращение выражения «негармоническое П.» (нем. unharmonischer Querstand). П. представляет собой сохранившую своё значение часть группы запрещавшихся неблагозвучных последований, куда, помимо альтерационного П., входили также отношения тритона. П. и тритон (diabolus in musica) сходны в том, что оба находятся за пределами мышления, опирающегося на систему гексахордов (см. Сольмизация), и подчинены одному и тому же правилу - Mi contra Fa (хотя и неодинаково): Дж. Царлино (1558) осуждал две б. терции или м. сексты подряд, так как они «не находятся в гармоническом отношении»; негармонич. отношение демонстрируется им (в одном примере) и в П., и в тритонах: Из трактата Дж. Царлино «Le istitutioni harmoniche» (часть III, глава 30). M. Мерсенн (1636-37), ссылаясь на Царлино, относит П. к «ложным отношениям» (fausses relations) и приводит сходные примеры на тритон и П. К. Бернхард запрещает falsche Relationes: тритоны, или «полуквинты» (Semidiapente), «чрезмерные» октавы (Octavae Superfluae), «полуоктавы» (Semidiapason), «чрезмерный» унисон (Unisonus superfluus), давая примеры, почти буквально повторяющие приведённые выше из Царлино. И. Маттезон (1713) те же интервалы в тех же терминах характеризует как «отвратительные звуки» (widerwärtige Soni). Вся 9-я глава 3-й части «Совершенного капельмейстера» посв. «негармоническому П.». Возражая против некоторых запретов старой теории как «несправедливых» (в их числе некоторые соединения, приводимые Царлино), Маттезон проводит различие между «невыносимыми» и «превосходными» П. (Деление «ложных отношений» на «терпимые» и «нетерпимые» встречается и в «Музыкальном словаре» С. Броссара, 1703.) X. К. Кох (1802) объясняет П. как «последование двух голосов, ход звуков которых принадлежит различным тональностям». Так, в обороте «слух понимает шаг fis-a в нижнем голосе как G-dur, шаг a-f в верхнем как С или F-dur. «Relatio non harmonica» и «негармоническое П.» у Коха объясняются как синонимы, и последование всё ещё относится к ним. Э. Ф. Рихтер (1853) причисляет «негармоническое П.» к «немелодическим ходам», но оправдывает некоторые «прикрашивающими» (вспомогат.) нотами или принципом «сокращения» (промежуточного звена): Армянская народная любовная песня «Гаруна» («Весна»). Ход, образующий увелич. кварту, Рихтер относит к П. По X. Риману, П. есть неприятное для слуха выделение хроматически изменённого тона. Неприятно в нём недостаточное усвоение гармонич. связей, что можно сравнить с нечистой интонацией. Самое опасное П. - при ходе к одноимённому трезвучию; при тритоновом шаге П. «прямо-таки само собою разумеется» (напр., нII - V); П. при терцовом соотношении (напр., I - hVI) занимает промежуточное положение. Гесс де Кальве (1818) запрещает «негармонический ход», приводящий к открытому тритону, однако допускает «негармонические прогрессии», если они идут «после пересечки» (цезуры). И. К. Гунке (1863) рекомендует избегать в строгом стиле «различных отношений (Relation) гамм, происходящих от несоблюдения родственных тонов» (приводимый им пример П.- исследования из б. терций и из м. секст). П. И. Чайковский (1872) наз. П. «противоречащим отношением двух голосов». Б. Л. Яворский (1915) трактует П. как разрыв связи между сопряжёнными звуками: П. - «последовательное сопоставление сопряжённых звуков в разных октавах и разных голосах при неправильном выполнении тяготения». Напр. (сопряжённые звуки - h1 и с2): (правильно), но не (П.). По Ю. Н. Тюлину и Н. Г. Привано (1956), существуют два вида П.; в первом образующие П. голоса не включаются в общую ладовую структуру (П. звучит фальшиво), во втором - обрисовывают общую ладовую структуру (П. может быть приемлемым). |