ПЁРСЕЛЛ (Purcell) Генри (ок. 1659, Лондон - 21 XI 1695, там же) - английский композитор и органист. Сын певца Корол. капеллы, в хоре которой, по-видимому, пел с 10-летнего возраста. Учился композиции, игре на органе, клавесине и др. инструментах, а также пению у Г. Кука (рук. Корол. капеллы), затем (предположительно) композиции у П. Хамфри (знатока франц. и итал. музыки), позднее - у Дж. Блоу (рук. хора Корол. капеллы и органиста Узстминстерского аббатства). В 11-летнем возрасте П. написал первую оду, посв. Карлу II. Одним из первых опубликованных произв. П. считается песня «Прелестная владычица» («Sweet tyraness», издана Дж. Плейфордом в 1667 в сб. «Музыкальный спутник» - «Musical companion»). С 1675 в разл. англ. муз. сборниках регулярно публиковались вок. произв. П. С кон. 1670-х гг. П. - придв. музыкант Стюартов; был помощником настройщика и хранителем корол. инструментов, настройщиком органов и переписчиком нот органных произв., композитором ансамбля «24 скрипки короля», созданного по образцу французского, а также органистом Вестминстерского аббатства (с 1679) и корол. церкви «Чейпел ройял» (с 1682), клавесинистом при аппартаментах короля. В 1684 участвовал как исполнитель в состязании органистов и органных мастеров (Б. Смит и Т. Харрис), которое принесло победу П. и Смиту. 1680-е гг. - период расцвета творчества П., отличавшегося исключит. продуктивностью. Он одинаково успешно работал во всех жанрах. Созданные в эти годы фантазии для струн. инструментов свидетельствуют о высоком полифонич. мастерстве. Написанием музыки к трагедии Н. Ли «Теодозий, или Сила любви» («Theodosius, or The force of love», 1880) началась работа П. для театра. К этому же периоду относятся оды, т. н. приветственные и др. песни. Одногол. и многогол. песни П. писал на протяжении всей жизни (сб. песен П. «Британский Орфей» - «Orpheus Britannicus» издан посмертно в 1698). Мн. мелодии его песен, близкие нар. напевам, приобрели популярность и пелись при жизни П. наряду с подлинно народными. В многогол. светских песнях П. обобщил достижения своих предшественников - композиторов англ. Возрождения, явившись продолжателем их традиций (гл. обр. Дж. Дауленда, автора вок. многогол. пьес - ayres и мадригалов). Характер, стиль, круг тем и образов разл. вида песен П. разнообразен; среди них - шуточные, сатирич., героич. и др., сольные и хоровые, гомофонные и полифонич. склада. В числе хор. произв. (церк. и светских) - юбиляции, мотеты, гимны, каноны, т. н. кетчи и др. Выделяются многочисл. энсземы на библ. тексты; П. внёс в энсземы драм. и конц. начало (в какой-то мере они предвосхищают оратории Г. Генделя). Инстр. соч. занимают в творчестве П. меньшее место, чем вок.-инстр. и театр. произв. Его инстр. фантазии (fancy) по художеств. уровню превосходят фантазии У. Бёрда, Дж. Булла, Т. Морли, О. Гиббонса, П. Филипса, Дж. Фарнаби и др. вёрджинелистов (см. Английская музыка). П. обогатил старый муз. жанр новым содержанием. Высоко ценя скр. музыку итальянский композиторов 16-17 вв. (С. Росси, Дж. Б. Витали и др.), П. в своих трио-сонатах следовал их традициям. В 1683 был издан сб. трио-сонат «12 сонат на 3 партии для скрипок и баса - органа или клавесина» («Twelve sonatas of 3 parts for 2 violins and bass: organ or harpsichord»). В 1697 за ним последовал 2-й сб. из 10 сонат для того же инстр. состава. Обращение к скр. соч. было новшеством, обогатившим англ. инстр. музыку. П. писал также танцы для струнных (чакона и павана на 4 партии). Клавирные произв. П., созданные в кон. 1680-х гг., сюиты, а также отд. арии, танцы и др. пьесы по стилю близки к пьесам вёрджинелистов. Наиболее значительны 5-частная токката A-dur (долго приписывалась И. С. Баху) и т. н. граунды, в т. ч. «Новый граунд» («New ground», e-moll). Вершина творчества П.- опера «Дидона и Эней» (1689), первая нац. англ. опера. Ко времени её написания П. обладал уже значит. творч. опытом, в т. ч. в области музыки для драм. театра. «Дидона и Эней» (либр. Н. Тейта по мотивам «Энеиды» М. Вергилия) - единственная из 6 опер П., к-рая полностью отвечает установившимся признакам этого жанра (остальные его муз.-сценич. произв. относятся к жанру semi-opera - отд. муз. номера или интермедии перемежаются в них с диалогами). «Дидона и Эней» - «полная» (хотя и камерная) опера со сквозным муз. развитием. Это крупнейшее явление в истории англ. муз. театра. Несмотря на влияние итал. и франц. оперы, а также в связи с обилием хоров англ. мадригального склада, по своему мелодич. стилю, характеризующемуся непревзойденным мастерством в преломлении интонац. особенностей англ. речи, «Дидона и Эней» - подлинно нац. опера. Её сюжет переработан в духе англ. нар. поэзии - опера отличается тесным единством музыки и текста. Она богата тяготеющими к ариозо проникновенными речитативами и насыщена инстр. эпизодами и танцами. В её музыке раскрывается значит. богатство эмоциональных состояний - тонкий лиризм, психоло-гич. углублённость, драматизм; ей свойственна шекспировская по духу фантастика. Её музыку отличает своеобразный, богатый хроматизмами гармонич. язык, острые синкопы, широкое применение ostinato. Опера сохранила своё значение; её муз. язык не кажется устаревшим. В др. произв. П. для театра, гл. обр. нач. 1690-х гг. (он автор музыки к 50 театр. постановкам пьес Н. Ли, Т. Дёрфи, Н. Тейта, Ф. Бомонта, Дж. Флетчера, Ч. Давенанта, У. Конгрива и др.), музыка носит эпизодич. характер, выполняя б. ч. подсобную роль; в то же время она тонко иллюстрирует драм. развитие. Мн. песни из этих спектаклей стали популярными. Именно в соч. этого рода ярче всего проявилась самобытность стиля П., опиравшегося на высокие художеств. традиции англ. драм. и муз. театра и масок. Иск-во П., глубоко нац. по своему характеру, отличается исключит. цельностью индивидуального муз. стиля, в котором черты нового для того времени гомофонно-гармонич. мышления своеобразно переплетаются с приёмами ренессансного многоголосия. Это порождает особый муз. склад, в котором красочная гармония на мажоро-минорной основе, обогащённая старинной модальностью, сочетается с использованием имитац. и подголосочной полифонии. Богатый мир образов и чувств П. находит разнообразное выражение - от психологич. углублённого до грубовато задорного, от трагич. до шутливого и «колкого» (в песнях-эпиграммах), однако доминирующее настроение его музыки - проникновенный лиризм. П., претворивший в своём искусстве достижения представителей англ. Возрождения, значительно опередил своих предшественников. Нововведения П. в области вок. монодии, речитатива, смелое расширение средств хор. полифонии, универсальное мастерство инстр. письма подняли англ. музыку на новую ступень развития. Свои мысли о технике композиции и об особенностях итал. стиля П. изложил в собств. дополнении к «Введению в искусство музыки» Плейфорда, которое П. издал в 1694. Высказывания П. о музыке имеются также в предисловиях к сб. «12 сонат на 3 партии…», к операм «Королева фей» и «Пророчица». Нек-рые принципы, касающиеся расшифровки мелизмов и клавирной аппликатуры, содержатся в сб. его клавирных пьес - «Избранные уроки для клавесина или спинета» («A choice collection of lessons for the harpsichord or spinet», 1696). Завершив блестящий период англ. музыки, П. не оставил, однако, достойных учеников и продолжателей. Б. ч. его творений вскоре была забыта, и соч. П. получили известность лишь в последней трети 19 в. В 1876 было организовано Об-во П., которое ставило задачей изучение его творчества и публикацию академич. полного собр. соч. П. Интерес к его творчеству усилился в Великобритании благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собств. обработке песни П., оперу «Дидона и Эней» и написавшего вариации и фугу на тему П. (из музыки к пост. пьесы «Абделазер, или Месть мавра» - «Abdelazar, or the Morr's revenge», 1695). Соч.: оперы - Дидона и Эней (по М. Вергилию, 1689, пост. в частной школе Дж. Приста - Josias Priest; переизд. в Ленинграде, 1975), Пророчица, или История Диоклетиана (The Prophetess, or The History of Dioclesian, по Мейсинджеру, 1690, Дорсет Гарден-тиэтр, Лондон), Король Артур, или Британский герой (Кing Arthur, or The British worthy, на текст Дж. Драйдена, 1691, там же), Королева фей (Fairy queen, по комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, предположительно в обр. Э. Сетла, 1692, там же), Буря, или Зачарованный остров (The Tempest, or The enchanted island, по мотивам «Бури» Шекспира в обр. Драйдена и Ч. Давенанта, 1695, не пост.), Королева индейцев (The Indian queen, по Драйдену и Хейуорду, 1695, Друри Лейн-тиэтр, Лондон); камерно-инстр. ансамбли - 12 сонат для 2 скрипок и баса (виолы да гамба) с basso continuo, 10 сонат для 2 скр. и баса (виолы да гамба) с basso continuo; для струнных - 15 фантазий, соната для скрипки, чаконна на 4 партии, 5 паван, 3 увертюры; для духовых - сюита, марш, канцона; для клавесина - 8 сюит, свыше 40 отд. пьес, 2 цикла вариаций, 5-гол. токката; для органа - 4 фантазии (подлинность 4-й фантазии оспаривается) и др.; культовые произв., в т. ч. 68 энсземов, 3 службы, гимны, псалмы, каноны; вок. ансамбли - 54 кетча, 43 дуэта, оды, песни. |