ПСАЛМЫ (от греч. palmos - хвалебная песнь, первонач. - бряцание по струнам, пение под аккомпанемент струн. инструмента) - гимны, евр. религ. поэзии. П. появились в период от Моисея (13 в. до н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (5 в. до н.э.); они составляют библейскую книгу Псалтирь. С П. Псалтири не следует смешивать т.н. псалмы и песни Соломона, представляющие собой раннехрист. гимнографию. Нумерация вошедших в Псалтирь П. различна в др.-евр. (т.н. масоретском) тексте Библии и в др.-греч. переводе т.н. Септуагинты (к-рому следуют православная и католич. традиции); ниже номера указываются по Септуагинте. Как правило, каждый из П. содержит в начале указание на авторскую принадлежность (иногда и на повод, послуживший к его сочинению), а также на общее содержание, способ исполнения и муз. модель для него, напр. «Начальнику хора. Не погуби [модель]. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру» (П. 56) или «Начальнику хора. На шошан [муз. инструмент]. Учение сынов Кореевых [авторы]. Песнь любви [содержание]» (П. 44). Иногда указывается время исполнения, напр. «Псалом Давида. Песнь при обновлении дома» (П. 29). П. имели строфич. строение. В некоторых П. строфы разделяет рефрен, напр. в П. 41-42 рефреном служит стих, начинающийся словами «Что унываешь ты, душа моя…?». В П. 118 строфы выделены акростихом евр. алфавита, так что первые 8 стихов начинаются с буквы Alep, вторые 8 - с буквы Bet и т.д. В некоторых П. поэтич. структура создаётся за счёт анафоры, т.е. повторения слов или фразы в начале стихов (напр., П. 117, стихи 6-9), или же епифоры, т.е. повторения фразы в конце последующих стихов (П. 117, стихи 10-12). Евр. поэзии не были свойственны ни метрическое, ни силлабич. стихосложение, не применялись в ней и рифмы. Поэт уравновешивал течение стиха, пользуясь разл. приёмами лит. параллелизма (дистихон). По содержанию выделяют П. хвалебные, покаянные, дидактические и мессианские. Язык П. богат фигуральными выражениями. Здесь встречаются повествование и аллегория, зарисовки персонажей и описания переживаний, зооморфные изображения действий и поступков людей и антропоморфные описания стихий, сил природы и космич. явлений. В П. находят отражение география Палестины и история её народов, их быт, религиозные и государственные законы, жестокие войны. Уже в начале н.э. П. были восприняты христ. церковью и вскоре стали важной составной частью богослужений и домашних молитв. Под воздействием евр. религ. традиции сложился и тип их исполнения - в виде вок. псалмодии, предвосхищающей осн. черты псалмодии григорианского пения, первоначально без участия инструментов. Распространение получило исполнение П. в унисон поочерёдно двумя хорами (см. Антифон) и респонсорное, когда певец пел стихи П., а народ отвечал на них пением рефрена (см. Респонсорий). При подобном исполнении особенно подчёркивался параллелизм в поэтич. текстах - противостоящие друг другу строки пелись разными хорами и разделялись цезурой. Наряду с целыми П. исполнялись и отдельные наиболее выразительные их стихи. Так возникли самостоят, краткие песнопения - антифон, градуал, трактус, аллилуарий и др. В 9 в. на тексты П. были созданы степенны визант. гимнографа Феодора Студита. С 15 в. П. стали исполняться многоголосно; первоначально применялось полифонич. сложение punctum contra punctum, способствовавшее ясному восприятию текста и торжественности звучания целого. Ранние итал. многогол. П. характеризуются простым гомофонным фобурдонным (см. Фобурдон) складом. Псалмодич. cantus firmus в итал. соч. помещался в сопрано. После 1500 в Италии появляются двух-хорные и многохорные фобурдонные композиции; для поддержки голосов начинают привлекаться инструменты. Во Франции фобурдонный склад не получил распространения. В германских странах, где он возник независимо от Италии, cantus firmus помещался в теноре. В протестантской церк. музыке фобурдонный склад не применялся. Постепенно композиторы отказываются от строго выдержанного cantus firmus, а затем и от применения канонич. мелодии вообще; поэтич. тексты П. получают свободное полифонич. воплощение, на музыку кладутся не только отрывки П., но и целые П. Первыми образцами этого рода были псалмодич. мотеты Жоскена Депре, оказавшие большое влияние на композиторов последующего времени. Важными вехами в муз. воплощении текстов П. были П. франц. комп. К. Гудимеля, польского - М. Гомулки, нидерландского - Клеменса-не-Папы. Высший пункт развития жанра псалмодич. мотета связан с творчеством О. Лассо; в псалмодич. мотетах 16 и 17 вв. находит применение т.н. концертирующий стиль. На рубеже 17-18 вв. возникает псалмодич. кантата для солиста или ансамбля солистов (Дж. Б. Перголези, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и др.). Псалмодич. мотет широко применялся в нем. евангелич. музыке (Г. Шюц, И. С. Бах). В англиканской церкви музыкальные воплощения П. получили форму т.н. энсзема, составляющего промежуточное звено между псалмодич. мотетом и кантатой. На Украине и в России в 17 в. распространение получила т.н. псальма - родственная канту бытовая 3-гол. песня на стихотворно обработанные тексты П. Они же лежат в основе мн. партесных концертов, хор. концертов Д. С. Бортнянского и др. русский композиторов. В 19 в. музыку на тексты П. для голоса или хора с сопровождением создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Маршнер, Ф. Лахнер и др.; более свободные, не связанные с церк. службой соч. на тексты П. писали Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер. В 20 в. к П. обращались М. Регер, И. Ф. Стравинский («Симфония псалмов»), А. Шёнберг и др. композиторы. |