ПУНКТИРНЫЙ РИТМ (от лат. punctum - точка) - чередование удлинённой сильной и укороченной слабой долей. Формы П. р. разнообразны. Удлинение сильного времени обозначается посредством добавления точки к осн. длительности (ноте), увеличивающей её протяжённость наполовину, или двух точек, увеличивающих сильную долю на три четверти её осн. длительности. В этом случае акцент, падающий на сильную долю, обостряется. Изредка применяется и П. р. с 3 точками. Иногда точка заменяется равной ей по протяжённости паузой; характер П. р. от этого не утрачивается. Встречается П. р., в котором слабое время дробится на несколько более коротких нот.п. р. применяется в музыке разл. жанров, преим. торжественного, танцевального и др. подвижного характера. До сер. 18 в. в нотной записи фиксировалось только однократное пунктирование, однако пунктированные фигуры исполнялись свободно - в соответствии с характером муз. пьесы, выраженным в ней аффектом (см. Аффектов теория). Л. Бетховен. Соната для фп. No 5, 1-я часть. Й. Гайдн. 2-я «Лондонская» симфония, вступление. Ф. Шопен. Полонез для фп. ор. 40 No 1. Часто, особенно в пьесах медленного темпа, пунктированные фигуры, вопреки их нотной записи, заострялись, причём между долгой и короткой нотой могла вставляться не обозначенная в нотах пауза; фигура при исполнении превращалась в или и др. Об условности записи в прошлом фигур П. р. свидетельствуют многочисл. случаи, когда их фактически совпадающие короткие звуки записывались в разл. голосах стоящими друг над другом нотами разных длительностей. Но и в случаях, когда такие ноты записывались не друг под другом, по свидетельству виднейших музыкантов прошлого, предусматривалось их одноврем. исполнение (с укорочением более протяжённого короткого звука). Напр., согласно Д. Г. Тюрку, фраза должна была исполняться так: В быстрых полифонич. пьесах пунктирование, напротив, зачастую смягчалось, так что фигура фактически превращалась в. В старинной музыке встречаются случаи, когда последний звук триоли в одном голосе совпадает с последним звуком пунктированной фигуры в другом. Ф. Шопен. Прелюдия для фп. ор. 28 No 9. В последующее время, в частности в эпоху романтизма, «подгонка» друг к другу одноврем. звучащих пунктированных фигур утратила прежнее значение; действительное несовпадение таких фигур зачастую составляет важный выразит. эффект, предусмотренный композитором. См. также Ритм. |