СЕРОЦКИЙ (Serocki) Казимеж (р. 3 III 1922, Торунь, Польша) - польский композитор и пианист. Окончил в 1946 Гос. высшую муз. школу в Лодзи по классам композиции у К. Сикорского и фп. у С. Шпинальского. В 1947 совершенствовался в Париже у Н. Буланже (композиция) и у Л. Леви (фп.). Дебютировал как пианист в 1946, концертировал в Польше, ГДР, Румынии, Чехословакии (до 1951). С. - один из организаторов композиторской «Группы-49» (1949) и фестиваля совр. музыки «Варшавская осень» (см. Варшава). В ранних произв. был близок неоклассицизму; затем перешёл на позиции авангардизма, в 1956 обратился к серийной технике, приёмам пуантилизма («Концертная музыка» - «Musica concertante»). Экспериментирует в области сонористики (см. Соноризм). С кон. 60-х гг. применяет приёмы алеаторики. Мн. произв. С. свойственны экспрессия, острая динамика. Соч.: для солистов, хора и орк. - кантата Ниобея (с 2 чтецами, 1966), Симфония песен (Symfonia piesni, 1955), 3 Курпёвские мелодии (с камерным орк., 1949); для орк. - симфонии (1952, 1953), симфониетта (для 2 струя, орк., 1956), Эпизоды (Epizody, для струнных и 3 групп ударных, 1959), Сегменты (Segmenti, 1961), Драматическая повесть (Dramatic story, 1970) и др.; для инструмента с орк. - концерт для фп. (1950), Элегическая фантазия для органа (Fantasia elegiaca, 1972); камерно-инстр. ансамбли - сюита для 4 тромбонов (1953), пьесы - Укачивающая музыка (Swinging music, для кларнета, тромбона, влч. и фп., 1970), Непрерывное (Continuum, секстет для ударных, 1966), Фантасмагория (Fantasmagoria, для фп. и ударных, 1971); для фп. - соната (1955), сонатина (1949), сюита прелюдий (1952), Гномы (Кrasnoludki, миниатюры для детей, 1953), пьеса По желанию (A piacere, 1963); для голоса с орк. - Сердце ночи (Serce nocy, цикл песен, 1956); хоры a cappella на нар. слова; песни, в т. ч. солдатские; музыка для драм. театра и кино. |