СТАНФОРД, Стэнфорд (Stanford) Чарлз Вильерс (30 IX 1852, Дублин - 29 III 1924, Лондон) - английский композитор и дирижёр. По национальности ирландец. Учился у Р. Стюарта (игра на органе и муз.-теоретич. предметы), у М. Куорри (фп.) в Дублине, у Э. Пауэра (фп., с 1862) в Лондоне, у А. О. Лири (композиция) в Колледже королевы в Кембридже (1870-1874), где служил органистом в «Тринити-колледже» и руководил любительскими муз. обществами (1873-92). Совершенствовался в композиции под рук. К. Рейнеке в Лейпциге (1875-76) и Ф. Киля в Берлине (1877). Первые произв. написал в 1875 (2 оратории, симфония). Известность С. принесли его опера «Тайный пророк из Хорассана» и цикл песен «Испанские цыгане» (оба соч. 1877). С 1883 (со дня основания) до конца жизни преподавал композицию в лондонском Корол. муз. колледже (также руководил его оркестром), с 1886 - и в Кембриджском. С. воспитал мн. крупных англ. композиторов, среди них - Р. Воан-Уильямс, Дж. Айрленд, А. Блисс, Г. Холст. С 1884 дирижёр Лондонского филармония, общества, в 1885-1902 руководил «Баховским хором» в Лондоне, активно участвовал в муз. жизни Лондона. Дирижировал на разл. муз. фестивалях, в т.ч. в Лидсе (1901-10). Выступал как дирижёр в авторских концертах в столицах европ. стран. Один из зачинателей движения т.н. англ. муз. возрождения (совм. с X. Пэрри, Э. Элгаром и др.), деятели которого стремились к созданию нац. проф. музыки на основе англ. муз. фольклора и традиций старинной англ. музыки (см. Английская музыка). В своих произв., романтических по стилю, использовал англ. и ирл. нар. мелодии. Музыка С. известна гл. обр. в Англии. Ему принадлежат редакции и обработки англ. и ирл. нар. песен и баллад. Издал антологии «Песни Эрина» («Songs of Erin», v. 1-3, 1900; 130 песен), «Песни старой Ирландии» («Songs of Old Ireland»), «Ирландские песни и баллады» («Irish songs and ballads»), ирл. песни, записанные Дж. Петри («The complete collection of Irish music as noted by George Petrie, ed. by Sir G. Stanford», v. 1-3, L., 1902-05; 1582 песни). Соч.: оперы (11, в т.ч. 7 пост.) - Тайный пророк из Хорассана (под назв. Der verschleierte Prophet, 1881, Ганновер, The veiled prothet of Кhorassan, 1883, Лондон), Савонарола (1884, Гамбург), Кентерберийские пилигримы (Canterbury pilgrims, по Дж. Чосеру, 1884, Лондон), Шеймс О'Брайен (1896, там же), Много шума из ничего (Much ado about nothing, no У. Шекспиру, 1901, там же), Критик… (The critic or An opera rehearsed, no P. Шеридану, там же, 1916), Дорожный товарищ (The travelling companion, 1925, Ливерпул); оратория Воскресение из мёртвых (Resurrection, 1875); для голосов, хора и орк. - Золотая легенда (The golden legend, 1875), Путешествие Мелдуна (The voyage of Maeldune, 1889), месса (1892), реквием (1897), Te Deum (1898), Stabat mater (1907) и др.; для орк. - 7 симфоний (1876; Элегическая - Elegiac, 1882; Ирландская - Irish, 1887; 1888; по Дж. Мильтону, 1894; 1905, 1911), 5 ирл. рапсодий (1901-14), 3 увертюры, в т.ч. Королева морей (Queen of seas, 1887), Увертюра в стиле трагедии (Overture in the style of tragedy, 1904), Ирландские танцы (Irish dances, 2 сб.); для инструмента с opк. - сюита для скр. (1888). концерты - 3 для фп. (1895, 1915, 1919), 2 для скр. (1904, 1919), для кларнета (1904), конц. вариации на англ. тему для фп. (1898), Ирландское концертино для скр. и влч. (Irish concertino, 1919), Ирландская рапсодия No 6 для скр. (Irish rhapsody, 1923); камерно-инстр. ансамбли - сонаты с фп.: 4 для скр., 2 для влч., 1 для кларнета, 3 фп. трио (1-е два 1889, 1918), 8 струн. квартетов, 2 фп. квартета (1882, 1908), фп. квинтет (1886), 2 струн. квинтета (1903), Серенада для 9 инструментов (1903); для фп. - соната, 10 танцев, 24 прелюдии и др. пьесы; произв. для органа; пьесы для кларнета с фп., хоры с орк. и a cappella, в т.ч. церковные, партсонги; песни (ок. 200; на слова англ. поэтов и Г. Гейне, а также Ирландские песни); музыка к спектаклям драм. театра; обр. ирл. песен. Лит. соч.: Studies and memories, L., 1908; Musical composition, L., 1911, 1950; Pages from an unwritten diary, L., 1914; A history of music, N. Y., 1916 (совм. с С. Forsyth), 1951; Interludes: records and reflections, L., 1922. |