TE DEUM (Te Дйум, от начальных слов лат. текста «Те Deum laudamus» - «Хвала тебе, боже»; англ. We praise Thee, О God; нем. в пер. М. Лютера Herr Gott, dich loben wir) - хвалебный благодарственный гимн, исполняемый в рамках христианского богослужения (Т. D. входит в состав службы Matutinum, см. Церковная музыка), в торжеств. случаях (посвящение в епископы, священники). Возникновение T. D. относят к 3-4 вв. Мнения об авторстве текста (написанного в подражание псалмам) расходятся: среди возможных имён называют миланского епископа Амвросия (отсюда распространённое назв. - амвросианский гимн), рамесианского епископа Никиту и др. Ранний T. D. - одногол. мелодия с текстом, родственная григорианскому хоралу (см. Григорианское пение). Первый сохранившийся образец двухгол. T. D. относится к кон. 9 в. (приведён в «Musica enchiriadis») и представляет собой параллельный органум. Известный T. D. в стиле фобурдона принадлежит Ж. Беншуа. В 15-16 вв. хоральная мелодия T. D. становится основой для полифонич. композиций в характере мотета (X. Астон, И. Вальтер, О. Лассо, Палестрина и др.), хотя в T. D. этого времени широко используется и аккордовая фактура; осуществляют также T. D. в виде органных переложений. К. Pеста. Те Deum. В 17 в. исполнительский состав T. D. увеличился: многоголосный или многохорный, он сопровождался basso continuo (см. Генерал-бас) или оркестром (напр., 24-гол. Те Demn И. Г. Шейна, Те Deum Г. Шюца для двух 4-гол. хоров и инструментов, Те Deum M. Преториуса, а также Я. П. Свелинка, Т. Таллиса, Г. Пёрселла, Ж. Б. Люлли и др.). В целом T. D., связанный с древним гимном только общим текстом, приблизился к праздничной кантате и исполнялся по торжеств. случаям коронаций, выдающихся воен. побед и т. д. (напр., Те Deum Сарти, Генделя). T. D. этого времени состоял из контрастных разделов или самостоят. частей, в которых чередовались хоровые и сольные эпизоды, полифонич. и гомофонное изложение (Те Deum Гайдна, Моцарта и др.). T. D. 19 в. характеризуются сквозным симф. развитием, театр. яркостью образов (у Ф. Листа, Г. Берлиоза, А. Дворжака, Дж. Верди, А. Брукнера). Известен случай введения T. D. в оперу (финал 1-го д. оперы «Тоска» Пуччини). К T. D. обращаются мн. композиторы 20 в. (З. Кодай, Р. Воан-Уильямс, Б. Бриттен, Г. Рафаэль, Д. Мийо и др). В рус. православном богослужении произв., аналогичным T. D., является «Тебе бога хвалим» (см., напр., соч. Д. С. Бортнянского). В. А. Моцарт. Те Deum, К.-V.141. |