TEMPO RUBATO (тймпо руббто, итал., букв. - украденный темп) - свободное в ритмич. отношении муз. исполнение, ради эмоциональной выразительности отклоняющееся от равномерного темпа. Термин возник в вок. музыке эпохи барокко (Тоsi Р. F., Opinioni de cantori antichi e moderni о siene osservazioni sopra il canto figurato, Bologna, 1723, рус. пер. в кн.: Мазурин К., «Методология пения», ч. 1, М., 1902) и первоначально означал свободу отклонении главного мелодич. голоса от исполняющегося в неизменном темпе аккомпанемента. О применении такого Т. r. в инстр. музыке писал в своей скр. школе Л. Моцарт. В клавирной музыке 18 в. - у К. Ф. Э. Баха («Опыт правильного способа игры на клавире», ч. 1, гл. 3), В. А. Моцарта и др. Т. r. выражалось в нарушениях синхронности игры обеих рук. В 19 в. такое понимание Т. r. сохраняется у Ф. Шопена, называвшего левую руку капельмейстером, соблюдающим ровный темп, от которого правая рука свободно отступает (в этом отличие Т. r. от обычных accelerando, rallentando н т. п.). Представление об этой манере исполнения могут дать некоторые примеры «выписанного» rubato, где мелодия сдвинута по отношению к сопровождению, напр. в Фантазии f-moll Шопена (см. Синкопа). Ф. Лист сравнивал Т. r. Шопена с ветром, который колышет листья и ветви, оставляя неподвижным ствол дерева. Однако в эту эпоху такое Т. r. выходит из употребления; rubato становится обозначением отклонений от строгого темпа, охватывающих всю муз. ткань. |