ВЕРКМЕЙСТЕР (Werckmeister) Андреас (30 XI 1645, Беннеккенштейн, близ Магдебурга - 26 X 1706, Хальберштадт, близ Магдебурга) - нем. муз. теоретик, акустик и органист. Учился у братьев отца - Иоганна Кристиана В. (в 1658-60) и Виктора В. (в 1662-64). С 1664 работал церк. органистом в разл. городах Германии, в т. ч. в Хальберштадте (с 1696), где занимал пост королевского инспектора оргбнов. В. - один из создателей системы равномерной темперации; он разработал несколько вариантов темперированного строя клавишных инструментов. Возглавлял возникшее во 2-й пол. 17 в. течение среди нем. акустиков, стремившихся связать теорию акустики с практикой передового муз. искусства. В. был в числе первых нем. теоретиков, установивших определение ладов по их мажорному и минорному наклонению, боролся за использование в органо-клавирном искусстве всей системы мажора-минора. Результаты своих акустич. изысканий, приведших к выработке им неск. вариантов темперации, В. изложил в ряде теоретич. трудов. Практич. задачей В. являлось устранение т.н. пифагоровой коммы; он стремился замкнуть квинтовый круг. Темперации В. были присущи оригинальные черты и прежде всего тенденция к установлению энгармонического равенства звуков, отсутствовавшего во всех созданных до него неравномерно-темперированных строях. Один из его последних вариантов наиболее близок к системе «равномерной темперации»: В. считал, что именно этот вариант наиболее удобен. X. Риман, рассматривая акустич. изыскания В. в историч. перспективе, отмечает, что они должны быть признаны первым сближением неравномерной темперации с равномерной. Как музыкант-практик, В. выдвинул не только новый метод настройки клавишных инструментов, но и требование упражняться в искусстве модулирования. Смелые по новизне и целеустремлённости идеи В. нашли своё художеств. претворение в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха, который был знаком с его работами. В. расширил также круг муз. средств, связываемых с теми или иными аффектами (см. Аффектов теория), вводя в него тональность, темп, диссонанс, консонанс, регистр. Из муз.-теоретич. трудов В. наибольший интерес представляют: «Испытание оргбнов» («Orgel-Probe…», Fr./M. - Lpz., 1681), переиздано под назв. «Дополненное и улучшенное издание Испытания оргбнов» («Erweiterte und verbesserte Orgel-Probe», Fr./M. - Lpz., 1698) и «Музыкальная темперация» («Musikalische Temperatur…», Fr./M. - Lpz., 1691). |